Чудо со статиром {p0019}
Miracle with statir
история:
Чудо со статиром Иисус явил в Капернауме. Об этом рассказывает Матфей (Мф. 17:24-27). Речь шла об уплате одного статира, равного двум дидрахмам (по одной - за Себя и за Петра). Статир - крупная монета в Римской империи. Это подати иудеев на иудейский храм.
Иисус, будучи "Царем Иудейским", отверг требование платы Сына Отцу (Небесному) - духовное родство не допускает платы. Но чтобы не провоцировать конфликта, Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру окажется проглоченная ею монета, - Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту - Он всемогущ.
Христос велел Петру выловить рыбу, а монету, которая была у неё во рту, отдать мытарю.
Заказчик фрески - сборщик налогов Феличе Бранкаччи. Художник ввёл его фигуру в изображение группы апостолов.

Год написания фрески был для Флоренции очень трудным. Флорентийская республика как раз тогда переживала сокрушительные поражения от Филиппа Марии Висконти, герцога Миланского, с переменным успехом ведшего войну с Флоренцией с 1424 по 1435. Чтобы собрать в казну необходимые для обороны средства и определенным образом распределить бремя расходов, флорентийцы обсуждали новый закон о налогах, получивший название Catasto. Св. Антонин Флорентийский (1389 - 1459) в своём трактате "Summa Theologia Moralis", написанном незадолго до смерти, интерпретировал эту евангельскую историю как указание Христа на то, что все, включая представителей духовенства, должны платить налог светской власти для поддержания её безопасности. Была выдвинута гипотеза, согласно которой появление этого сюжета у Мазаччо как раз и отразило попытки обосновать сбор подати с духовенства (полемика на этот счёт была столь острой, что некоторые из церковников за отказ от уплаты новых налогов были заключены в тюрьму). Вот почему на фреске дан намёк на то, что место действия - Флорентийская республика: здесь изображена долина реки Арно, на которой стоит Флоренция.

автор:
Мазаччо
Masaccio
место:
Флоренция: церковь Санта Мария дель Кармине
Florence: Sta. Maria del Carmine
композиция:
В едином пространстве громадной фрески соединены 3 эпизода чудесного события.

Центральная группа - Иисус с учениками, среди которых выделяется упомянутый Матфеем Пётр. Облик Петра традиционен - это седовласый, крепкого сложения старик с короткой округлой бородой. Иисус представлен в тот момент, когда Он приказывает Петру пойти на берег моря.

Мощные фигуры учеников Христа смотрятся величественно и строго даже в своих порывистых движениях.

Вторая сцена - извлечение Петром монеты изо рта рыбы.

Третья сцена - передача Петром монеты сборщику подати.

После успешно проведенной реставрации фрески стало, наконец, возможным по достоинству оценить мастерство художника, множество тонких деталей: удочку Петра, большой открытый рот рыбы, которую Пётр поймал, прозрачную воду озера и рябь её поверхности до самых берегов. Предчувствие чего-то необычайного, чудесного, поразительным образом передано художником в поведении персонажей. Позади группы людей мы видим широкий пейзаж с удивительно разнообразной гаммой цветов. Холмы и горы, возвышающиеся над равниной, усыпанной маленькими селениями - во всём этом новый по тем временам реалистический дух земной конкретности.

Изображение сборщика подати, который по логике должен был быть иудеем, поскольку собирал подать на иудейский храм, в римской одежде - преднамеренная вольность Мазаччо, понадобившаяся ему для того, чтобы подчеркнуть, что у него речь идет о нуждах светской власти Флорентийской республики.
оформление:
1425.
Фреска.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz