Год написания фрески был для Флоренции очень трудным. Флорентийская республика как раз тогда переживала сокрушительные поражения от Филиппа Марии Висконти, герцога Миланского, с переменным успехом ведшего войну с Флоренцией с 1424 по 1435. Чтобы собрать в казну необходимые для обороны средства и определенным образом распределить бремя расходов, флорентийцы обсуждали новый закон о налогах, получивший название Catasto. Св. Антонин Флорентийский (1389 - 1459) в своём трактате "Summa Theologia Moralis", написанном незадолго до смерти, интерпретировал эту евангельскую историю как указание Христа на то, что все, включая представителей духовенства, должны платить налог светской власти для поддержания её безопасности. Была выдвинута гипотеза, согласно которой появление этого сюжета у Мазаччо как раз и отразило попытки обосновать сбор подати с духовенства (полемика на этот счёт была столь острой, что некоторые из церковников за отказ от уплаты новых налогов были заключены в тюрьму). Вот почему на фреске дан намёк на то, что место действия - Флорентийская республика: здесь изображена долина реки Арно, на которой стоит Флоренция.
Центральная группа - Иисус с учениками, среди которых выделяется упомянутый Матфеем Пётр. Облик Петра традиционен - это седовласый, крепкого сложения старик с короткой округлой бородой. Иисус представлен в тот момент, когда Он приказывает Петру пойти на берег моря.
Вторая сцена - извлечение Петром монеты изо рта рыбы.
Третья сцена - передача Петром монеты сборщику подати.
После успешно проведенной реставрации фрески стало, наконец, возможным по достоинству оценить мастерство художника, множество тонких деталей: удочку Петра, большой открытый рот рыбы, которую Пётр поймал, прозрачную воду озера и рябь её поверхности до самых берегов. Предчувствие чего-то необычайного, чудесного, поразительным образом передано художником в поведении персонажей. Позади группы людей мы видим широкий пейзаж с удивительно разнообразной гаммой цветов. Холмы и горы, возвышающиеся над равниной, усыпанной маленькими селениями - во всём этом новый по тем временам реалистический дух земной конкретности.
|
|