По церковному преданию, её привёз св. равноапостольный князь Владимир.
В 1561...72 икона временно находилась в Москве.
место:
Новгород
Novgorod
перемещение:
собор Софийский ( - )
cathedral of St Sophia
НИАМ
Novgorod State United Museum Reserve
композиция:
Апостолы представлены в рост.
Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трёхчетвертном повороте.
Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа.
Спаситель, изображённый вверху, в небесах, обращается к апостолам, которые прислушиваются, готовясь нести людям свет истины.
Различие жестов, выражающих внимание и готовность к речи, варьирующийся рисунок драпировок вносят в композицию разнообразие ритма.
Глубокий синий цвет хитонов, тонкая ткань которых ложится мелкими складочками, красиво сочетается с очень светлыми гиматиями - розовым у Павла и жёлтым у Петра.
Изображение ап. Павла, а не Петра на более почётном месте — по правую руку Спасителя, встречающееся в византийском искусстве X-XI вв., выделяет особую роль ап. Павла, которого св. отцы называли «уста Господа», в распространении христианского учения.
оформление:
11 в.
Доска. Ковчег.
Wood. Egg tempera.
Шедевр византийского стиля.
Лики, кисти рук и ступни ног апостолов заново написаны в XVI в., но с попыткой повторить древний образ.